Нынешнее падение рубля — третье за четверть века после финансовой стабилизации, достигнутой при Черномырдине. По сравнению с финансовым крахом 1998 года всё не так уж плохо (пока). Тогда, после дефолта, падение началось с уровня 6 рублей за доллар, а стабилизировалось на уровне 30 рублей за доллар. Иными словами, пятикратное обесценивание национальной валюты. При Путине, на фоне Великой Рецессии и локального экономического кризиса мы видели падение с уровня 30 рублей за доллар до 60 рублей за доллар. Иными словами — двукратное. На сей раз падение предсказуемо составит 25-30% после чего наступит стабилизация. Может быть рубль даже немного отыграет потери.
Но, увы, на этом хорошие новости заканчиваются. Во-первых, падение национальной валюты, вызванное срывом нефтяной сделки с Саудовской Аравией, свидетельствует о том, что зависимость от нефти не преодолена. А во-вторых, в отличие от 1998 года никакой серьезной выгоды для российской промышленности снижение курса не несет, поскольку иностранные инвестиции не придут, импортозамещение провалено, а деиндустриализация за годы правления Путина усилилась. Власти, конечно, используют падение курса, чтобы напечатать рубли и расплатиться ими по социальным обязательствам, как это делалось и раньше. Благо эти рубли будут обеспечены наличной валютой по новому курсу. Но экономический рост стимулировать таким способом не получится.
И наконец, самое главное. Конечно, способность Игоря Сечина устроить скандал с саудитами в условиях, когда необходимость компромисса была очевидна, впечатляет. И ещё больше впечатляет непонимание российским начальством реального соотношения сил на нефтяном рынке. Затевать ценовую войну, не имея не только шансов её выиграть, на даже и ресурсов, чтобы её вести, это, как говорится, надо уметь! Но за всем этим стоит гораздо более глубокая проблема — нарастающий кризис мировой экономики, системный кризис капитализма и внутренний управленческий кризис российской власти, переходящий в кризис престолонаследия. Все эти процессы, взаимосвязанные и подпитывающие друг друга на разных уровнях, сходятся в одной точке, порождая нарастающий системный развал проекта «Российская Федерация». Именно этот системный развал, скорее всего, объясняет абсурдные решения, принимаемые высшими чиновниками. Они просто не справляются с масштабами процессов, в эпицентре которых оказались, их ума и знаний не хватает, чтобы понять происходящее.
А тут ещё и коронавирус подоспел.
В общем, непонятно, чем запасаться, попкорном или сухарями...